Размер шрифта
Шрифт
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Версия для слабовидящих
здание школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Школа № 54"


МАОУ "Школа № 54" является Почетным членом Ассоциации инклюзивных школ
Товарищи, помните жизнь отстоявших.
Они сберегли нам солнце и радость.
За честь, за свободу, за Родину павших
Навеки считайте идущими рядом.
Владимир Половинкин.

Архив музея


Музей сегодня

Новая экспозиция музея "На поле Великой войны"

История создания музея

Школьные музеи… Они есть и живут в нашем городе и во многих уголках нашей области. Направления разные, как и истории их возникновения. У музея Школы№ 54 история такова...

Школа открыла свои двери для учащихся в 1965 году, когда шла большая стройка в радиусе современной Советской площади Нижнего Новгорода. Тогда же в стране всколыхнул души призыв русского писателя – патриота Сергея Смирнова, автора бессмертной книги о Бретской крепости, поэмы о Тане Савичевой: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Этот призыв нашел отклик по всей стране.

Среди первых учителейбыло немало фронтовиков Великой Отечественной войны, у каждого своя фронтовая судьба:

- Морозов Юрий Рафаилович – первый директор школы, историк,
- Демин Александр Петрович,
- Камаев Константин Павлович,
- Козяев Семен Иванович,
- Круглова Александра Александровна,
- Попов Лев Михайлович,
- Батура Федор Иванович,
- Шитов Константин Николаевич,
поддерживал тесную связь с ними, со школой, бывший фронтовик, заведующий роно Морозов Александр Константинович.

Все они были еще достаточно молоды, а дни войны жгуче жили в их сердцах.

Директор школы Ю.Р. Морозов предложил создать в школе Музей боевой славы в память о 85-ой (118-ой) гвардейской стрелковой дивизии и о 42-ой (вначале 29-ая курсантская стрелковая бригада) гвардейской стрелковой дивизии, которые были сформированы в начале войны в Горьковской области (Шахунья, Балахна).

Вся школа стала участвовать в создании музея, и это с самого начала важным направлением воспитательной работы школы. Были найдены бывшие воины данных боевых соединений, проживающие в Горьком и за его пределами. Некоторые из них вошли в актив музея. Направляла деятельность организатор внеклассной работы Догадина Валентина Андреевна, а руководителем создаваемого музея стала учительница литературы и русского языка Карева (Шарова) Екатерина Михайловна.

Мы считаем днем рождения музея 1967 год, а звание «Школьный музей» он получил в 1976 году (свидетельство № 1898) по результатам смотра школьных музеев Горьковской области. К этому моменту музей уже имел интересные экспозиции, вел большую поисково–исследовательскую работу и стал центром патриотического воспитания учащихся.

У школы была воздвигнута стела с надписью: «Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках». Наверное, это можно считать эпиграфом к тому, что старались педагоги сохранить, раскрыть, передать юному поколению. Возле стелы легла мраморная плита как надгробие, где читаем слова: «Вечная слава».

Вот на этой площадке у стелы на ее открытии и впоследствии собирались на майские торжества бывшие фронтовики названных дивизий из разных городов страны, а позднее и те ветераны, что проживали вблизи школы. Это были ярчайшие встречи, радостные для гостей и всей школы, оставляющие след в душе каждого на долго.

Переписку с ветеранами вели школьники всех классов.

Фронтовые дороги 85-ой с.д. и 42-ой с.д. шли по разным направлениям. Поисковый отряд учащихся МОУ СОШ № 54 пошел по пути 85-ой с.д. Вела ребят-поисковиков руководитель музея Е.М. Карева. Она вместе со своими питомцами в течение ряда лет побывала в тех местах, где побеждали врага гвардейцы 85-ой с.д. Особенно памятными были встречи в городе Зубцове недалеко от Ржева, Саласпилсе близ Риги, где у фашистов размещался лагерь пленников – военных и мирного населения, в том числе детей.

Были встречи с теми людьми, которые стояли в войну во главе дивизии: в Москве – встреча с бывшим первым комдивом Андреем Яковлевичем Ведениным, а в Калмыкии, в Элисте, с бывшим, особенно любимым солдатами комдивом Б.Б. Городовиковым – он в ту пору возглавлял Калмыкию.

Встречи с ветеранами, переписка с ними оказывали огромное воздействие на воспитание патриотических чувств у молодых – не только у учащихся, но и у начинающих свою деятельность педагогов. Воспитание гражданственности, уважения ветеранам войны. Молодежь не по книгам, а из уст очевидцев узнавала и узнает правдивые факты Великой Отечественной войны, видела их, слышала настоящих героев. Много радости, удовлетворения получали сами ветераны, когда встречались друг с другом и со школьниками, с педагогами школы.

В музее хранятся фотографии таких встреч, письма, письменные воспоминания фронтовиков о фронтовых дорогах, о жизни своей в послевоенное время. Читая их, приходишь к выводу, что люди эти были высоко нравственные, самоотверженные, замечательные воины и труженики мирного времени.

Но годы идут… Уже нет в строю очень многих прежних друзей школьного музея. Однако, несмотря на некоторые моменты своего затишья, музей живет и собирает к себе новых друзей. В настоящее время руководит музеем ветеран педагогического труда, учительница литературы и русского языка Вера Васильевна Сомова. Пришлось перестроить некоторые формы работы. Свою работу вместе с активом учащихся мы назвали «Хочу все знать о Победе». Цель работы та же – патриотическое воспитание школьников, обогащение знаний о Великой Отечественной войне, воспитание интереса к истории Отечества, воспитание уважения к его защитникам.

Через военкомат составили списки всех ветеранов войны, живущих в микрорайоне школы. Мы знаем их адреса, телефоны, дни и годы рождения. Ребята участвуют в акции «Подарок ветерану» и вручают поздравительные открытки, цветы ветеранам в дни их рождения, 23 февраля, 9 мая. Встречи с ветеранами микрорайона школы – а они проходят регулярно – помогают проводить незабываемые Уроки мужества. Фронтовики А.Ф. Кондрин, Е.И. Макаров, Н.Г. Макаров, А.В. Козонин, А.А. Лапунов, И.К. Петровичев и другие даже биографией своей вызывают у ребят добрые чувства, светлые порывы, преклонение перед этими людьми.

В музее проводятся тематические экскурсии по его материалам. Но программа позволяет вести патриотическое воспитание школьников не только на основе постоянных материалов музея, а также и на основе временных экспозиций, которые мы приурочиваем к юбилейным датам значимых событий далеких лет. Например, экспозиция «Летчики – чкаловцы – соколы Великой Отечественной войны, родившиеся на Нижегородской земле» - к 100-летию В.П. Чкалова. Экспозиция «Саласпилс – лагерь смерти» - в ответ на заявление правительства Латвии, будто «Саласпилс» был у гитлеровцев лагерем трудового профиля для его пленников, а не лагерем смерти.

Успешно отметили 110 годовщину со дня рождения выдающегося военоначальника Г.К. Жукова. Дата эта совпадала с 65-ой годовщиной битвы за Москву. Мы создавали временные экспозиции по этим темам, проводили конференцию старшеклассников, экскурсию в музее по временным экспозициям «Полководец и солдат». Была рассказана история жизни простого русского солдата, защитника Москвы в 1941-1942 годах, кавалера ордена Славы Василия Давыдовича Попова, одного из тысяч героев битвы за Москву. Было заметно, что даже сами экскурсоводы с волнением воспринимали содержание экскурсии.

Недавно в музее появились новые постоянные материалы: «Они участвовали в штурме Берлина» (о двух ветеранах друзьях школы – Е.И. Макирове и Н.Г. Плаксине), «Фронтовое письмо», «Любимый комдив Б.Б. Городовиков», «Самые знаменитые награды России». Все эти экспозиции не случайны.

Создается экспозиция, посвященная ветеранам 42-ой стрелковой дивизии (стенды, витрина с предметами фронтовиков).

Новостной слайдер

 image-19-10-16-04-57.jpeg 8-800-2000-122 Детский телефон доверия Picture background   Профилактика гриппа
  Министерство образования и науки 
Российской Федерации
ЕГЭ 


#СЕТЕВИЧОК



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Работает на бесплатной Amiro CMS